И машина имеет душу….про Костю 1

И машина имеет душу…

Костя сидел за столом в своей маленькой комнатке. Вообще квартира была двухкомнатная. И мама с папой обитали в большой комнате. А кот кот Кузя жил и там и там, где в данный момент было более выгодно. Костя сидел не просто так-он перебирал свою коллекцию машин. Машины эти покупались при наличии свободных средств, утаенных от школьных обедов. Мальчик был почти взрослым-ему исполнилось двенадцать лет. Он полностью походил на своего папу-большущий нос на худеньком личике, тощая фигурка, огромные ладони, даже больше отцовских, и уже 45 размер обуви. Но если его отец выглядел очень крупным и мужественным человеком, с которого доброта и справедливость прямо лилась на собеседника, то Костя всегда вызывал смех своими неуклюжими движениями и непропорционально большим носом. Когда мама водила сына в больницу, так как Костя пожаловался на “скрип” костей, то врач только усмехнулась и сказала:

-А что вы хотите? Такой бешенный рост костей…В прошлом году в его карточке рост 125 сантиметров, а в этом году-141. Мышцы просто не успевают догнать рост костей.

-А это не скажется плохо?-озаботилась мама.

-Не скажется. Хороший мальчик. Вырастет-первым красавцем будет. Сами то гляньте-уже все зачатки проявились-торопятся расти ноги и руки, уши и нос, рост просто зашкаливает. Кормите его получше, чтобы баланс был…

Так Костя понял, что ничего страшного у него нет. Он просто растет. А то уже в классе пришлось отказываться выходить к доске-руки дергались резко и никак не хотели писать ровно-математичка ехидничала, что цифры не понятные и пахнет не курицей, а доисторическим человеком. К тому же мальчику казалось, что все слышат, как “скрипят” кости при движении. И очень этого стеснялся…

Новотрубный завод

Мама у Кости с утра ушла в больницу-она ходила с очень большим животом, и Костя в тайне надеялся, что у него родится братик, а не сестричка. Папа, когда уезжал на вахту, вызвал Костю на улицу и сказал:

-Оставляю нашу маму на тебя. Чтобы она не носила тяжести, не ползала по полу с половой тряпкой, и не бегала по магазинам. Смотри за ней в оба глаза. Вся домашняя работа на тебе. Понял?

-Понял,-ответил Костя.

-Береги мать, она женщина, предназначение у нее -детьми нас радовать.. А у нас, мужиков, другое предназначение-женщину любить и охранять от всего плохого. И своих детей учить всему, что сам знаешь. Понял?

-Понял,-снова кивнул Костя.

-Она тебя любит так, что жизнь свою отдаст. Но дочку маленькую или сынишку будет любить также, как и тебя. Поэтому не кори ее, если внимания меньше получишь. Помочь ей надо будет по-мужски- заботой, охраной и любовью своей. Чтобы могла на нас опереться. Понял?

-Понял,-Костя улыбнулся суровому лицу отца , приподнявшись на носки, крепко обнял его за шею и тихонько смахнул слезинку,–маму буду беречь, не переживай. Работай спокойно…твоя вахта-тоже не сахар.

Так что Костя, проводив маму за порог-она не захотела сопровождения-сидел за столом и любовался своими машинами. А в голове у него, в той маленькой комнатке в голове, где обитала мама, была мысль о маме. И эта мысль затмевала вторую комнатку в голове-где был папа, и третью, где была бабушка с дедушкой, и даже пятую, где были думы о его машинках.

Даже в школу он не хотел, и решил этот день пропустить. Как только Костя это решил, раздался звонок и мальчик увидел в телефоне фото друга-Валерка объявился.

-Привет, отшельник,-Валерка никогда не был торопливым,-сейчас отец у меня согласился нас с тобой провести по первому цеху на Новотрубном. Собирайся, ты же хотел. А в школу я позвонил, сказал, что причина уважительная для прогула.

-Ура! Сейчас буду готов,-и Костя швырнул телефон на диван.

Хорошо, что он успел маму проводить. А то пришлось бы отказываться.

Мальчик быстренько сменил белую рубашку на темную, одел старые сапоги, вязаную шапку сунул в карман куртки и вышвырнулся на улицу. Потом снова забежал домой-за телефоном-и уже окончательно спустился во двор, ожидая Валерку. Друг показался со стороны аллеи и помахал Косте рукой. Костя мигом, спортивной ходьбой, добежал до Валерки, за руку поздоровался с Валеркиным отцом-дядей Гришей-и вся троица поспешила к проходной. Просто так оказаться на территории завода было не просто. Дядя Гриша долго отсутствовал, потом пришел озабоченный, снова ушел, и только почти через час они смогли пройти через турникет и вдохнуть заводской воздух.

Оказалось, что завод-это громадный город с асфальтированными дорожками, деревьями, аллеями, с множеством переходов через железнодорожные линии и длинными составами под погрузку. Первый цех был в пятнадцати минутах ходьбы от проходной, то есть близко. А когда приблизились к цеху, у Кости вдруг часто-часто забилось сердечко-он почувствовал физически присутствие огромного существа, расположившегося в станках и печах, в станах и в людях, и даже в мостовых кранах…Костя еще не был внутри, но уже знал, что там находится…это был дух цеха, который контактировал с другими цехами и был частичкой общего заводского духа. И цех и завод были живыми.

Стоя у внутренней двери в цех, дядя Гриша протянул ребятам две белых каски. Костя натянул каску на голову и тут же схватился за уши-каска сползла вниз и края у нее были очень острые. Вот где пригодилась вязаная шапка. Сидя на ней, каска уже не давила и позволяла спокойно крутить головой. Валерка, под ухмылку отца, тоже достал свою спортивную шапочку и замер в ожидании. Как и Костя.

И вот первый шаг в цех. Оглушительный шум упал на них, запах железа , окалины, газа и тепловоза забил нос, Лампы, неярко освещающие пространство, мостовые краны, в кабинах которых были видны лица женщин, пачки труб, затянутые стропами, плыли вдоль проходов, и тут и там были видны люди…

И Костя снова ощутил очень мощный дух цеха, он работал в полную силу. Дядя Гриша провел их к площадки, где лежала трубная заготовка, к печи:

-Здесь заготовка нагревается, становится пластичной,-перекрикивая шум, показывал дядя Гриша. Потом поздоровался с мужчиной у печи и тот достал большое синее стекло и пригласил посмотреть в печь. Костя осторожно присмотрелся и угадал формы заготовок, которые медленно двигались на подвижном поду печи и горели малиновым светом. Все пространство печи было огненным, и только кирпич стенок оставался красно-черным.

А потом был прошивной стан. Громадное сооружение с двухэтажный дом. На самом верху сидел человек и управлял станом. Лязг металла, жар от заготовок и громадные скорости … Заготовка бешено крутилась, толкаемая валками, и наезжала на оправку, которая на длинной штанге проходила сквозь заготовку и получалась труба. Потом трубы кидало на направляющие и они медленно передвигались по наклонному охлаждающему столу, который занимал четверть цеха.

Вот дядя Гриша провел ребят через мостки, перекинутые через опасные участки цеха, и показал, как трубы, остывшие на столе, собирают в пакеты и перевозят к контролерам. Там их раскатывают снова, проверяют толщину стенок особым прибором, на обрезном станке выравнивают края трубы в нужный размер, и готовая труба снова в пакетах перевозится на следующую площадку, где трубам поштучно закроют отверстия, навесят опознавательные бирки и…отправят заказчикам.

Обратно снова прошли около прошивного стана, и пока дядя Гриша разговаривал со знакомым рабочим, ребята заворожено отслеживали движение готовых труб. Оказалось, что за “спиной” стана была механическая мастерская. Было видно, как на громадном токарном станке точили неторопливо крутящийся валок диаметром около метра. Передний шпиндель был больше ножки валка и держал его тремя кулачками, резец снимал тонкую стружку с поверхности валка, напоминающего громадный гриб, а на задней бабке верхом сидел небритый токарь и…пел песни.

И Костя и Валерка, глядя на токаря, тоже заулыбались. Видно было, что этот рабочий любил свой станок, был уверенным и получал громадное удовлетворение от своей работы. Ведь поверхность валка была сложной, под разными углами резцы снимали лишний металл, но все делалось правильно и токарь отлично знал свою работу-брака у него не было. Дядя Гриша поприветствовал жестом руки токаря, а ребятам объяснил:

-Этот токарь, Овчинников его фамилия, самый высокооплачиваемый в цехе среди рабочих механического участка. Работа у него очень сложная. Весь цех от него зависит. Поэтому и вознаграждается по максимуму…

После выхода из цеха дядя Гриша провел ребят в столовую-тишина оглушила. Там стояли уже готовые комплексные обеды-все для всех одинаковое. Костя подумал, что ему будет мало, но постеснялся взять два подноса. Сели за стол и все вместе осилили свои порции. А дядя Гриша как в воду смотрел. Он сходил к раздаче обедов и принес обратно еще три тарелки второго-котлеты и пюре. И ребята навернули еще… Сидеть за столом было приятно. Весь шум остался в цехе, хотя и в столовую доносился звон и стук металла, и даже запах немного просачивался. Все еще под впечатлением от экскурсии, Костя не слушал разговор Валерки с отцом, он продолжал переживать и взаимодействовать с духом цеха. Но связь потихоньку угасала…и с последним стаканом компота ушла совсем.

-Фото один из цехов Новотрубного завода взято с этого ресурсаzavod_75

spacer

Добавить комментарий